Регистрация    Войти
Авторизация
» » НПФ ответят за действия своих агентов по привлечению клиентов

НПФ ответят за действия своих агентов по привлечению клиентов


Привлечение клиентов в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) может кардинально измениться. Национальная ассоциация НПФ (НАПФ) утвердила обязательный для своих членов стандарт работы с агентами — за их действия фонды будут отвечать как за собственные. Появится ли это у конкурирующей СРО — Ассоциации НПФ (АНПФ), объединяющей самые агрессивные в привлечении фонды, пока вопрос открытый.

В конце прошлой недели СРО НАПФ утвердила стандарт работы с агентами, обязательный для всех ее 44 членов (из 69 фондов с действующей лицензией). Документ суммирует уже действующие для НПФ правила и законодательные ограничения, но есть в нем и новая деталь: вся ответственность за действия агентов и субагентов по привлечению клиентов ОПС и их накоплений лежит на НПФ. «Стандарт НАПФ по агентам в жесткой форме фиксирует прямую ответственность НПФ за действия агентов, имеющих с фондом договорные отношения, а также впервые вводится ответственность и за действия третьих лиц, которым в рамках договора агент может передавать свои функции по привлечению застрахованных лиц»,— подчеркивает президент НАПФ Константин Угрюмов. По его мнению, это лишит недобросовестные фонды «возможности снимать с себя ответственность за так называемых третьих лиц, на которых обычно висит львиная доля нарушений».

Проблема неправомерных действий агентов НПФ — одна из самых острых на рынке. Нередко, агитируя граждан на перевод накоплений в тот или иной фонд, они представляются сотрудниками Пенсионного фонда России, других государственных органов, например службы судебных приставов. Как отмечает руководитель крупного НПФ, зачастую такие агенты или не оформлены в НПФ или компании-брокере, или имеют договор подряда с фирмой-«пустышкой», которую привлечь к ответственности даже по решению суда практически нереально. «В отсутствие единой нормы для всех субъектов отрасли — НПФ, агентов, субагентов — существует проблема идентификации правонарушения и установления последующей ответственности сторон»,— говорит директор департамента риск-менеджмента НПФ электроэнергетики Александр Сметанин. «Задача отрасли — минимизировать риск возникновения ошибок, ущемления интересов НПФ и их клиентов, чему и способствует эта инициатива НАПФ»,— считает гендиректор НПФ Сбербанка Галина Морозова.

НАПФ собирается просить ЦБ рекомендовать подобный внутренний стандарт и АНПФ (альтернативной пенсионной СРО). По словам Константина Угрюмова, в этом случае ответственность за неправомерные действия агентов распространится на весь рынок. «Костяк НАПФ составляют близкие к госбанкам НПФ, а также игроки, специализирующиеся на повышении лояльности действующих клиентов и сохранении базы,— поясняет управляющий директор по корпоративным рейтингам "Эксперт РА” Павел Митрофанов.— Вместе с тем ряд крупных и достаточно агрессивных фондов состоят в другой СРО — АНПФ».

В фондах—участниках АНПФ инициативу коллег встретили скептически. «Бессмысленно менять колеса на старой телеге, нужно заменить ее современным средством передвижения — вводить принципиально новую технологию переходов, которая должна учитывать интересы и застрахованных лиц, и НПФ»,— заявил исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев. По словам гендиректора НПФ «Будущее» Николая Сидорова, фонд уже реализует жесткие корпоративные стандарты по отбору агентов и контролю их деятельности, включая проверку партнеров и многоступенчатую процедуру верификации договоров. Президент АНПФ Сергей Беляков уверен, что введение стандарта без законодательно описанной ответственности за нарушения агентов и обязательного заключения договоров НПФ с агентами и субагентами по утвержденным формам не гарантирует решения проблемы. «Если такой стандарт примут и он будет выполняться, то это, безусловно, повысит прозрачность пенсионного рынка для населения»,— соглашается гендиректор НПФ "Согласие” Александр Вьюницкий.— Однако НПФ будет сложно качественно отследить всех контрагентов».

В Банке России заявили, что ЦБ поддерживает инициативу участников рынка, но разрабатывает собственные требования к содержанию базового стандарта по защите прав потребителей для саморегулируемых организаций НПФ. «Базовый стандарт должен будет содержать порядок осуществления деятельности по НПО и ОПС агентами фондов и требования по ответственности агентов,— пояснили в ЦБ.— Кроме того, будут установлены требования о ведении фондом реестра агентов фонда, условиях и порядке включения и исключения из реестра».


Задайте вопрос Юристу onlain бесплатно без регистрации





Уважаемый посетитель, чтобы задать вопрос регистрироваться не обязательно.